Обзор Typhoon H PLUS. Можно долго изучать описание и технические характеристики любого дрона с камерой, но результат практического использования на съёмках или во время инспекции всегда будет отличаться от ожиданий.

Cпустя два месяца эксплуатации TYPHOON H PLUS, мы готовы рассказать Вам об опыте его практического использования.

В этом обзоре будут приведены как позитивные так и негативные моменты с которыми мы сталкивались в процессе эксплуатации TYPHOON H PLUS

Итак, начнём с позитивных — Сложно передать чувство восторга после первого полёта с TyphoonHPlus. Похожий на своего предшественника как брат близнец — Typhoon H внешне выделяется разве что камерой.

Typhoon H Plus

На момент выхода Typhoon H Plus  на рынок, нам  была доступна лишь информация от инженеров участвовавших в разработке — про новый процессор , новый полётный контроллер про прочие прочие невидимые снаружи «нововведения»
И мы по большому счету, не ожидали никаких революционных новшеств в управляемости и в полётных характеристиках этого мульткоптера.

Самое первое ощущение при запуске  моторов Typhoon H Plus это ощущение непривычной тишины. Думаю , все пилоты дронов,  летая в людных местах уже привыкли к тому что при приближении дрона к месту взлета/посадки и при снижении до  высоты в 40-50 метров , окружающие люди , услышав звук вращающиеся пропеллеров,  начинают задирать головы вверх, стараясь понять что же это такое там летает? Следующим шагом обычно  начинаются поиски пилота. …  и вот, у Вас за спиной, стоит группа людей, всеми силами желающая заглянуть в экран вашего пульта управления и готовая любой ценой поучаствовать в приземлении Вашего летательного аппарата

и вот у Вас за спиной стоит уже группа людей , всеми силами пытающаяся заглянуть в экран вашего пульта управления и дажющая Вам «ценные указания» и любой ценой жаждущих поучаствовать в приземлении Вашего летательного аппарата

В случае с Typhoon H Plus такого не происходит. Как оказалось, это настоящий «стелс» среди всех дронов подобного класса. Вы спокойно можете зависнуть на высоте 10-15 метров и звук моторов будет практически полностью сливаться с уличными шумами не вызываю бурную реакцию у окружающих и не привлекая большого внимания

Это можно отнести к безусловном плюсу Typhoon H Plus

Следующий, сильно изменившийся и удививший нас момент, связан с управляемостью этого дрона и тем насколько улучшились его динамические свойства.

Набор скорости происходит буквально за доли секунды, изменение курса отрабатывается мгновенно, манёвренность просто сумасшедшая ….  хотите разворот на полной скорости на 180 с заносом – вообще не проблема.

При полете в спортивном режиме Typhoon H Plus не летает, а телепортируется по небесной сфере вокруг Вас  – настолько сложно было уследить за его перемещениям на высоких скоростях. Сразу оговоримся, что подвес не всегда полностью отрабатывал резкие манёвры в спортивном режиме и картинка пару раз дала сбой. Вполне возможно, что в при следующем обновлении это поправят немного «закрутив» резкость поворотов Typhoon H Plus. Так же важно, что полётная масса дрона несколько выше чем  Typhoon H и в сочетании с возросшими скоростями, тормозной путь увеличился, и это необходимо учитывать во время маневрирования на высоких скоростях.

Понятно, что при решении коммерческих задач, такая динамика и скорость особо не нужны, но приятно осознавать тот факт что у тебя «под капотом» достаточно запаса мощности что бы при необходимости пролететь какой либо участок маршрута на максимальной скорости. В работе, этот прирост скорости реально может пригодится в случае, если необходимо поднять Typhoon H Plus на высоту более 1 км. У его предшественника Typhoon H,  ёмкости батареи хватало практически «в обрез», для того чтобы забраться на высоту в  1 км, сделать несколько снимков,  а приземлялся он уже при 5-10 % заряда батареи. За счёт того, что Typhoon H Plus имеет большую вертикальную скорость и использует высоковольтные батареи, которые позволяют ему дольше находиться в воздухе, то даже, на высоте 1,5 км у Вас еще останется  запас времени для съёмки . Правда есть программное ограничение на полет выше 500 метров, но при необходимости, уверен, что Вы легко сможете найти способ как это обойти. И конечно, возросшая скорость Typhoon H Plus,  будет оценена любителями поснимать авто-мото соревнования.

yuneec st16sПульт ST16S, на первый взгляд, претерпел минимальные косметические изменения

Произведён легкий редизайн задней панели  пульта, два вентилятора заменены на один — размером побольше.

YUMNEEC ST16 st16S сравнение

Батарея, теперь выполнена, в виде монолитного картриджа, что одновременно  повлекло за собой невозможность использовать аккумуляторы предыдущих версий ST16.

Крепление направленной Long range антенны, теперь не подходят для ее монтажа на обновлённый ST16S и придётся, или обновить антенну, или заняться домашним конструированием. К нашему сожалению, производитель антенны пока не поставляет отдельно адаптер для нового пульта ST16 а предлагает приобретать новую антену для H520/TYPHOON H PLUS

YUNEEC ANTENNA

Стики, кнопки и  регуляторы — все  осталось на своих местах,  только немного изменился функционал переключателя режимов управления. Вместо режима  для новичков Smart, теперь верхнее положение переключатель соответствует режиму Sport (в новой прошивке добавлена возможность заранее определить – в какой режим переходит дрон при переключении переключателя выбора режима полёта в самое верхнее положение)

Прирост яркости экрана и переход на 4-х ядерный процессор, несомненно, улучшил юзабилити пульта, но также и привёл к заметному приросту расхода батареи. Если в предыдущей версии пульта ST16, на  одном заряде  пульта можно было вылетать спокойно 6-7 батарей Typhoon H, то для Typhoon H Plus эта пропорция изменилась, и  одного заряда пульта теперь хватит на  то чтобы отлетать 2-3 батареи дрона.

Соответственно, если Вам требуется обеспечить полёты продолжительностью более 60 минут, то определённо, имеет смысл подумать о приобретении дополнительного аккумулятора для пульта.

Отдельного рассказа и обзора требует полностью обновленный интерфейс управления

new interface st16s

Первая реакция на изменившийся дизайн интерфейса — весьма позитивная

  • вся телеметрия стала гораздо нагляднее,
  • размер шрифтов отображающих ключевые параметры значительно увеличился,
  • организация меню стала удобнее и логичнее

Уменьшилось количество уровней вложения меню и до любых настроек стало гораздо проще добираться.
Все настройки органично разнесены по трем основным группам :

  • настройки самого дрона
  • настройки камеры и выбор режимов сьемки
  • настройки режимов автономных полетов

в зависимости от того в каком режиме (фото или видео) находится камера, у Вас будет меняться меню настроек режимов съёмки.

photo mode st16s

VIDEO SETTINGS ST16S

Казалось бы, все отлично и только и остается, что взлететь и наслаждаться удобным управлением сьёмкой … но практическая  эксплуатация выявила ряд погрешностей, и возникли вопросы, на часть из которых мы пока не смогли найти ответы…

Например, нам было непонятно, — как переключать цветовые профили при  видео съемке?

 Обзор Typhoon H PLUS

Меню предлагает выбрать один из режим съемки

  • Colorful
  • Normal
  • Gorgeous
  • Original
  • Nght

При этом, если камера находится в режиме сьёмки видео , то выбор в меню другого  цветового профиля не приводил ни к какому результату. Опытным путём обнаружили, что  переключение происходит только в режиме фотосьёмки , что  конечно же не очень удобно. Надеемся, что эта ошибка будет поправлена в очередной прошивке (в новой прошивке к 10/09 эта ошибка была поправлена)

Так же, для нас, был не совсем очевиден и ответ на вопрос  —  а в чем разница между Gorgeous и Colorful?  и между Original и Normal режимами при съёмке?

И мы отсняли тестовые видео, постарались понять какие режимы съемки приведут нас к лучшему результату. Необходимо сказать, что, по умолчанию, у камеры,  включён режим Gorgeous и как и следовало ожидать – это самый «красочный» режим съемки, при котором все цвета будут задраны до максимума. Если вы планируете сбрасывать видео сразу на телефон без всякой обработки,  для того чтобы поделиться им  например в  Instagram, то определённо этот режим Вам подойдёт на 100%. Если Вы планируете выложить своё  видео на Youtube то лучше воспользоваться сьёмкой в режиме Colorful — цвета будут по прежнему интенсивны, но уже не столь радикально. Для всех остальных рекомендуем сьемку в режиме Normal или Original.

На практике, режим Original выглядит как некий аналог сьемки c расширенным динамическим диапазоном  (V-Log, C-Log D-log) вероятно в случае с YUNEEC он должен назваться Y-log,  но почему то в Typhoon H Plus его назвали Original. Подробнее о разных цветовых профайлах, и режимах сьемки C23 мы расскажем в отдельном обзоре, куда и выложим все фото и видео примеры. В любом случае, важно понимать что при съёмке в этом режиме Вы получаете возможность существенно увеличить возможности цвет коррекции полученного видео на компьютере, в процессе постобработки отснятого материала.

Продолжая рассказ о возможных улучшениях, явно, было бы весьма полезно, выведение на экран индикаторов того, в каком режиме, в данный момент, происходит сьёмка.  Это касается не только того какой цветовой профиль выбран, но и так же и информации о том, в каком формате идет запись DNG/JPG, о видео разрешении сьёмки, частоте к/с, WB …

Для полного удобства, не хватает вынесенной  кнопки (можно даже аппаратной)  AF/AE LOCK , равно как колеса быстрой корректировки экспозиции.

Учитывая что   модель TYPHOON H PLUS с камерой C23 ориентирована на фотографов и видеографов , надеемся увидеть эти улучшения уже в ближайших обновлениях.

Возвращаясь к видеосьемке, хочу отметить, что остался непонятен алгоритм  определения/подбора параметров сьёмки видео в автоматическом режиме. Даже при хорошей освещённости, автомат задирает ISO  выше 1000 и возникший избыток экспозиции компенсирует поднятием выдержки до 1/500 — 1/1000 . Очевидно, что при таки параметрах сьёмки качество снимаемого изображения будет хромать. Ждём что этот баг устранится при очередном обновлении

 Обзор Typhoon H PLUSСледующий пункт нашего рассказа должен был быть просвящён отсутствию  у TYPHOON H PLUS режима разделения управления «team mode», и тому насколько удобен был компактный пульт правления WIZARD  с  GPS трекером на TYPHOON H. Но, уже буквально во время  IFA был анонсирован «team mode» для коммерческого мультикоптера  YUNEEC H520 , а учитывая что  H520  и  TYPHOON H PLUS построены на основе полетного контроллера PX4, то от новой прошивки для TYPHOON H PLUS c поддержкой «team mode»  нас отделяют считанные недели (прогноз оказался неверен…. прошивка с поддержкой Team mode вышла на этой неделе)

Режим автоматической посадки

Режим автоматической посадки стал более прецизионным и плавным, даже на сильном ветре. Правда не совсем понятно – это заслуга обновлённого нижнего сонара, нового GPS/GLONAS сенсора или полётного контроллера? В любом случае, посадка в автоматическом режиме проходит на спокойно и надежно.

Отдельно хочется рассказать про возросшую устойчивость TYPHOON H PLUS к ветру

За эти два месяца, было несколько ситуаций, когда сила ветра достигала тех значений, при которых любой ответственный пилот не рискнул бы летать. По моей практике с TYPHOON H, полёты при силе ветре (выше 20-25  knots ) уже достаточно дискомфортны, для того  что бы задуматься об их целесообразности. Но  у нас  возникла практически  безысходная ситуация со съёмкой  на море, когда на закате дуло постоянно и со скоростью 25-35 узлов  –хороший, плотный морской бриз.
Два дня простоя из за затянутого облаками неба и непрекращающегося дождя + невозможность снимать в солнечную погоду из за отсутствия ND фильтров,  все это не оставляло нам никаких других возможности кроме как полет и сьёмка в 25 –30 узлов

Но на удивление, все прошло гладко и ровно! Cильнейший ветер был практически незаметен при управлении дроном и сьемке. О том что ветер есть, можно было догадаться только по быстрее разражающейся батарее и натружено  гудящим пропеллерам при зависании в одной точке.

После успешного завершения сьемки не стали дразнить удачу и произвели посадку «в руки». И при таком способе посадки стало очевидно заметное повышение точности позиционирования и управляемости TYPHOON H PLUS.

Завесили дрон на расстоянии 4-5 метров от пилота, на высоте 2-3 метра, встали под дрон и короткими нажимами на джойстик, опускаем дрон до высоты, подходящей для безопасного захвата опор руками.
Было удивительно, насколько четко дрон отрабатывал любое, даже самое короткое нажатие на джойстик, снижаясь шагами буквально по 2-3 см

Возвращаемся к обнаруженным недостаткам!

Сильно смутил вид меню настроек баланса белого. Не буду занудствовать про необходимость возможности ручного указания температуры баланса белого, а не только возможности выбора  из пресетов. Но выбор в меню, сначала варианта пресета WB, а потом  его lock, из этого же меню, показалсь не очень логичным. Тем более, что после фиксации WB , на экране отражается только то что он зафиксирован, и совершенно не понятно — какой из режимов WB выбран.

WB ST!6

Поиски переключателя выключения GPS  для  переход в ручной режим полета без использования спутников, также не дали результата. Точнее ручной режим есть, но вот режима  NO GPS как будто не предусмотрено (в обновлении от 6 сентября это было поправлено и заветная кнопка появилась в меню настроек)

GPS ST16S

Режим калибровки компаса стал более наглядным, и в отличии Typhoon H, за все два месяца эксплуатации  typhoon  h plus , при калибровке, ни разу не выдалась «compas calibration error»

Добавилось очень наглядное и удобное меню с логами всех системных сообщений

log menu st16s

Аккумуляторные батареи обзавелись новым разьемом, который лишь несколькими контактами отличается от от батарей для Typhoon H.

typhoon h plus разница

Формфактор самой батарей остался прежним, но новая батарея обладает немного другими параметрами:
4S 5250mAh 15,2V вместо 4S 5400mAh 14,8V

 TYPHOON H батарея

При этом, батареи TYPHOON H PLUS  и TYPHOON H имеют совместимость на уровне дрона и  TYPHOON H PLUS  отлично летает на старых батареях TYPHOON H. Только вот его новое ЗУ не будет их заряжать, так же как и зарядное устройство Typhoon H сможет заряжать  батареи TYPHOON H PLUS.  Возможно, это ограничение связано с более высоким напряжением необходимым для заряда новых батарей.

Typhoon h Plus batt

Это несомненный плюс для тех владельцев TYPHOON H, кто планирует  переходить на  TYPHOON H PLUS. На практике, возможность использования батарей TYPHOON H на новом дроне выливается в необходимость возить с собой ЗУ старого образца.

Хорошим дополнением в эксплуатации Typhoon H Plus стало новое двухпотоковое зарядное устройство  с возможностью диагностики, зарядки и разрядки аккумулятора. Удобная цветная индикация отображает время зарядки, напряжение каждой ячейки, емкость и аккумулятора в реальном времени. Новое зарядное устройство снабжено защитой  от короткого замыкания, перегрузки и перегрева.

Подводя итоги двухмесячной эксплуатации TYPHOON H PLUS, хочется отметить, что несмотря на внешнюю схожесть старой и новой моделей TYPHOOH H, между ними есть огромнейшая разница! И она не только обусловлена новой камерой C23.
TYPHOON H PLUS — совершенно новый, отлично летающий аппарат, приспособленный к работе в самых сложных условиях, и гарантирующий получение отличного результата при сохранении простоты и лёгкости управления. Определённо есть ещё над чем работать в области улучшении фото и видео функциональности, но полётные характеристики TYPHOON H PLUS оставляют далеко позади всех конкурентов.