Памятка для пилота дрона, или 11 наиболее раcпространенных ошибок, которые могут легко привести к аварии.

Как летать без аварий и поломок? Как сделать так, чтобы Ваш дрон служил долго и доставлял минимум хлопот и вам и всем окружающим?

Все наверно видели многочисленные ролики на YouTube на которых незадачливые пилоты дронов крушат свои далеко не дешевые коптеры обо все что угодно.

https://youtu.be/MCV38rSiQnk

На прошлой неделе один из пилотов умудрился врезаться на своём DJI прямо в солнечную батарею в Apple Park что в Калифорнии.

Но к сожалению, с крешами дронов связаны не только забавные видео и истории

Чем большее распространение приобретают коптеры, тем сильнее растёт законодательная и правовая ответственность пилотов за аварии, травмы зрителей, и другие вынужденные потери, например сумма потерь авиакомпаний или аэропорта, которые столкнулись с необходимостью закрывать аэропорт или задерживать рейсы из за появления дрона рядом с аэропортом может легко исчисляться не одним миллионом рублей.

Причём, как показывает статистика, 99% всех пилотов получают эти проблемы вовсе не желая нанести какой либо ущерб, а просто из за незнания или пренебрежения простыми правилами безопасности о которых сегодня мы и расскажем в нашей статье про  распространённые  ошибки пилотов дронов.

 безопасность полетов
Вы думаете этому парню не повезло и он всретил Росомаху-Логана? на самом деле это «всего лишь» результат небольшого столкновения с дроном

Сразу оговоримся, что такие ошибки совершают не только начинающие пилоты, но и те кто уже давно эксплуатирует беспилотники.  Понятно, что за счёт опыта, быстрой  реакции и умелых  рук у них больше шансов справиться с возникшей проблемой, но  в любом случае знание этих простых правил поможет всем избежать неприятных и тревожных моментов в полете.

Итак на первом месте по популярности в нашем антирейтинге типовых ошибок стоит:

  • Заряд батарей. Точнее даже не сам заряд, сколько отсутствие его проверки его перед взлетом

Расскажу типичную историю: как обычно вы собираетесь полетать и спланировали место, время и цель вашего полета, возможно даже получили соответствующие разрешения на использование воздушного пространства )), с вечера зарядили батареи, положили их в прохладное место до выезда на точку взлета….

Только вот с утра, как на зло, испортилась погода, и вы решили отложить полет на пару дней, при этом мысль о том, что нет особого смысла переводить батареи в режим хранения кажется более чем разумной. А дальше домашние дела захватили и батареи благополучно остались заряженные и забытые. Но к великому счастью через пару недель все наладилось и Вы помня, что совсем недавно батареи заряжались просто их кладёте в рюкзак и едете на место полетов… Приехав на место вдруг обнаруживается, что батареи потеряли значительный заряд и полет не возможен – это лучший вариант. В худшем варианте развития события напряжение «уставшей» батареи, через пару минут полета, просядет ниже критического уровня и произойдёт падение, или вы в полной мере увидите поведение неуправляемого коптера из за «скачащего» напряжения батареи.

Чтобы этого избежать необходимо после полета, или если в течении более 7 дней не планируются полеты, батареи нужно переводить в режим хранения. И не забывать проверять напряжение батарей перед каждым взлетом

Вот короткое видео с канала YUNEEC Россия, которое расскажет Вам про то как правильно обращаться с батареями

  • Чего его протирать каждый раз? Он и так почти чистый!

Этот пункт, наверное, самый очевидный и понятный;

— во-первых, чистый коптер это красиво )

— во-вторых, влага может повредить электронные компоненты

— в-третьих, за грязью будет невозможно увидеть повреждения корпуса или пропеллеров.

Поэтому не ленимся и держим свой дрон в максимальной чистоте, что бы при визуальном осмотре перед полётом можно было сразу увидеть все дефекты и повреждения

  • Неудачный Выбор места для взлёта

Это, пожалуй, один из самых важных и самых емких пунктов. От выбора места взлёта зависит Ваша безопасность и безопасность окружающих, дальность полета, качество связи, и качество снимаемой картинки,  конечно и целостность коптера.

a) Я опытный пилот, зачем мне площадка свободная от препятствий на 10 метров вокруг?

Выбирая достаточно большую площадку для взлета – не менее 600-900 квадратных метров, Вы не будете взлетать в стеснённых условиях, и при возникновении нештатной ситуации, у Вас будет больше вариантов действий и Вы возможно, будете избавлены от  выбора чем жертвовать – Вашим дроном или капотом новенького мерседеса Вашего соседа.

Ну и нужно понимать, что даже несмотря на рост точности систем позиционирования, при посадке в автоматическом режиме коптер может сесть от Вас на расстоянии 6-8 метров.

b) я много раз в взлетал в загруженных «колодцах» современных микрорайонов, и ничего

В 20 метровом радиусе от места взлёта, не должно быть высоких строений, массивных железобетонных или металлических конструкций, высоковольтных линий. И причин для этого несколько

—  магнитные интерференции возле зданий и металлических или железобетонных столбов, а также сами подключённые провода ЛЭП могут значительно искажать магнитное поле, что может повлечь неустойчивый полет или же полную невозможность летать вблизи таких объектов с использованием встроенного в коптер компаса.

—  воздушные потоки рядом с высокими строениями или холмами. Как утверждают специалисты, даже в безветренную погоду, восходящие  воздушные потоки у наружной поверхности здания могут достигать значительных величин (более 10м/с), особенно этот эффект проявляется зимой, когда есть значительная разница температуры воздуха и самого здания

  • Вот тут за холмом не дует, взлетаем отсюда!

Не только здания становятся локальным генератором ветра. Существуют и так называемые термики. Термик — это скопление воздуха, поднимающегося в основной массе по причине того, что он легче окружающего. Термики могут различаться по форме, размерам и силе. Если мы хотим избежать провалов в полете коптера, мы должны знать про это явления. Его основа — солнечный прогрев поверхности земли в течении дня. Тепло от земли нагревает воздуху над ней. Если прогрев медленный, теплый воздух может подниматься в легком непрерывном потоке, столбе. При более быстром прогреве, могут формироваться тепловые «пузыри», которые остаются  на поверхности и увеличиваются некоторый период времени, вплоть  до внезапного отрыва.

Увидеть этот процесс можно, понаблюдав за процессом нагревания воды на плите. Если внимательно присмотреться , то вначале на дне вы будете видеть конвективный процесс — столбики поднимающейся теплой воды. Затем, когда нагрев станет более интенсивным, на дне начнут формироваться пузыри, отрываясь через определённые промежутки времени и быстро поднимаясь к поверхности. Если продолжить нагрев, то образуются все более крупные пузыри в местах максимального прогрева дна сосуда. Пузыри, в основном, сферической формы.. Аналогичные процессы происхоят и в воздухе.

школа пилотов

На рисунке показана ситуация, имеющая место над нагревающейся поверхностью. Сначала легкий прогрев приводит к медленной постоянной циркуляции. Это возможно утром, днем, когда слой облаков частично закрывает небо и затрудняет прогрев или вечером, когда теплая земля медленно отдает накопленное тепло.

Второй этап: на поверхности начинает расти купол теплого воздуха. Купол будет таким, как показано на рисунке будет занимать прогреваемую площадь и в размерах ограничиваться размерами поля или другой поверхности.

Соответственно, Ваш дрон может попасть как  в постоянные восходящие потоки теплого воздуха,  так и в резкие завихрения, связанные с хаотичным перемещением воздушных масс. В первом случае вы можете даже ничего не заметить, так как коптер будет удерживать высоту по GPS, и просто будет чуть расходовать заряд батареи,  во втором случае резкие завихрения могут вызывать отклонения дрона от заданной траектории.

  • Пролечу над головами, классный кадр получится!

В зоне полета не должно быть людей и животных – ведь дрон является источником повышенной опасности и может нанести вред здоровью своими вращающимися пропеллерами или просто при падении сверху. Особенно это касается людей, которые не видят ваш коптер и совершенно не ожидают атаки с воздуха.

  • Взлет без проверки показаний телеметрии и без проверки данных всех основных датчиков

Помним, что высокие здания или деревья с плотной кроной,  являются непреодолимым препятствием для прохождения радиоволн, поэтому нужно не только выбирать место для взлета с учётом качества прохождения сигналов но и вся траектория полёта должна просчитываться заранее , что бы избежать «глухих» зон, где не будет видно спутников или между пилотом дроном возникнет препятствие, непреодолимое для радиоволн.

  • Что мне снег, что мне зной….. Туман/мелкий дождь / вететр опытному пилоту не помеха!!!

В большинстве своем, коптеры изначально не имеют никакой влагозащиты и защиты от грязи и пыли, поэтому полеты во время осадков категорически недопустимы, это повлечет за собой выход из строя электроники коптера из за короткого замыкания.

Ветер тоже является весомым противопоказанием для полета. И зачастую, начинающие пилоты недооценивают этот фактор. Мы не бдем рассказывать про сложности взлета и посадки при сильном ветре, но даже простой расчёт показывает, что если максимальная скорость полёта дрона составляет 15 m/s, это говорит о том, что если Вы попытаетесь лететь против ветра в 15 m/s , то коптер будет стоять на месте, а если сила ветра будет превышать значение максимальной скорости полета коптера, то он и вовсе не сможет вернуться к нужному месту для посадки.

  • Неправильная оценка пилотом расстояния, высоты полета , направления полета … и емкости батареи

Вот простая математическая задачка:

Батарея расчитана на 25 минт полета ….  Следовательно, я могу лететь 12 минут от места взлета например на юг, сделать пару фото и спокойно вернться к месту взлета/посадки и у меня еще останется одна минута на то чтобы аккуратно приземлиться…. Вроде все правильно? И где же здесь ошибка? Почему дрон не долетел? Почему на половине пути домой закончился заряд батареи!!?

К сожалению, все очень просто — при изначальном расчёте не учитывался ветер в южном направлении,  который был попутным, когда дрон удалялся от Вас, и стал встречным  при возвращении домой.

Мало того, что поддерживаемый попутным ветром, дрон улетел на большее расстояние, чем  Вы планировали, так ведь ещё, при возврате домой, ему приходится бороться со встречным ветром, и он гораздо активнее  расходует заряд батареи.

Так неправильная оценка погодных условий в месте полёта может   привести к непредсказуемом результату

Так же зачастую начинающие пилоты в погоне за красивыми кадрами взлетают высоко (на километр и более) , забывая при этом, сколько времени дрону потребуется что бы спуститься с этой высоты. Для любителей полетать высоко на Typhoon H RS, есть небольшая хитрость — если перед началом снижения выключить датчик OBS то дрон сможет снижаться  на большей скорости.

  • Чего его каждый раз калибровать, я неделю назад здесь летал!

Проводите калибровку компаса каждый раз когда приезжаете на место полётов, даже если вы вчера там же взлетали. Это не займёт много времени, но убережёт коптер от хаотического полета. Особенно это касается мест вблизи населенных пунктов, мы ведь не можем видеть магнитные поля которые могут поменяться, например от того, что сегодня суббота и нагрузка на местную электросеть выросла в разы и кабель, закопанный под местом взлета теперь превратился в довольно мощный электромагнит.

  • Крепление винтов, батарей и камеры.

Нужно проверять перед каждым взлётом! Статистика сервисного центра показывает, что не защёлкнутая батарея, или ослабевшее крепление пропеллера довольно часто ведёт к падению коптера. А мягкие демпферы на которых висит камера могут от вибрации выпадать из своих креплений, что в конечном итоге приведёт к отрыву камеры в полете и ее падению с высоты.

  • Всегда перед вылетом настраивайте высоту возврата домой исходя из высоты самого высокого препятствия в зоне полета.

даже если вы не планируете этой функцией пользоваться, ее лучше настроить в соответствии с ландшафтом окружающей вас местности и направления вашего полёта. По умолчанию,  в случае потери связи с пультом управления дрон через какое то время переходит в режим «возврат домой»
При использовании функции возврат домой убедитесь, что у вас безопасная настройка высоты возврата домой. Если вы летите ниже высоты настроенного параметра, то при переходе в режим возврата, коптер поднимется на установленную высоту, если вы летите выше, он вернётся домой на высоте, на которой вы сейчас летите.

Надеемся, что эти достаточно простые советы пригодятся Вам на практике, и помогут сделать Ваши полеты продуктивными и безопасными. Ну а если
Вы хотите в деталях освоить мастерство управления любым из дронов YUNEEC, или просто прокачать свои летные скилы, то наша школа пилотов и профессиональные инструкторы с довольствием помогут Вам в этом.